Программы совместных дипломов: посредник в интернационализации университета |
В Варшаве 9-10 мая 2013 г. в рамках проекта ЕС INTERUV состоялась первая региональная конференция «Программы совместных дипломов: посредник в интернационализации университета». Конференция собрала более 100 участников из стран ЕС и стран-партнеров. Ирина Сикорская, заведующая международным отделом Донецкого государственного университета управления, поделилась впечатлениями участия в конференции, она отметила, что участники конференции обсуждали вопросы реализации совместных программ, делились своим опытом и хорошими практиками. INTERUV - это европейский проект - инициатива Эразмус Мундус офисов из 15 европейских стран (Австрия, Чешская Республика, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Венгрия, Италия, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Испания, Словакия и Великобритания). INTERUV-проект фокусируется на поддержке создания программ совместных дипломов среди высших учебных заведений ЕС и третьих стран из географических регионов, соседних с ЕС; совместном исследовании программ согласно их институциональной стратегии для внедрения интернационализации; потенциале учреждений, действующих в настоящее время как Эразмус Мундус национальных структур и Национальных Темпус-офисов с целью помочь им в переходный период подготовки к новой программе «Эразмус для всех», которая стартует в 2014 г. Проект INTERUV выступает в поддержку международного сотрудничества, разработки и осуществления совместных программ европейских университетов, а также высших учебных заведений из следующих регионов: Восточный регион: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Россия, Украина Западные Балканы: Албания, Босния & Герцеговина, Косово, Черногория, Сербия, Хорватия, Страны Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан Южный регион: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, оккупированные территории Палестины, Сирия, Тунис Что такое программа совместного диплома? Это - единая программа, созданная двумя или более высшими учеными заведениями. Совместная программа приводит к взаимно признанным дипломам (квалификациям) в соответствии с требованиями национального законодательства вузов-партнеров. В Рекомендациях о признании совместных дипломов (квалификаций) (Совет Европы, Страсбург, 9 июня 2004 г., п. 8-9) сказано, что эта часть Рекомендации стремится определить совместные дипломы (квалификации) как общий термин и изучить основные виды совместных дипломов (квалификаций). Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует одного определения программ совместных дипломов (квалификаций), но можно выделить их следующие характеристики: • программы разработаны и/или утверждены совместно несколькими вузами; • студенты из каждого вуза физически принимают участие в программе обучения в других учебных заведениях; • пребывание студентов в вузах-партнерах должно составлять значительную часть обучения; • периоды обучения и экзаменов, пройденные в партнерских учреждениях признаны полностью и автоматически; • вузами-партнерами разработано учебную программу совместно. Если говорить о совместных магистерских программах в рамках Erasmus Mundus, то их основными характеристиками является наличие консорциума из минимум трех вузов из разных странах, высокое академическое качество, диплом, признанный вузами-участниками консорциума, студенческая мобильность в рамках программы, стипендии для студентов и финансовая поддержка ЕС консорциумов. Для реализации программ совместных дипломов необходимо: 1. Знать, для чего нужны такие программы 2. Тщательно выбирать партнеров для формирования 3. Разработать четко определенные программные цели и результаты обучения студентов совместно с вашими партнерами консорциума. 4. Убедиться, что все вузы-партнеры полностью поддерживают цели и задачи программы 5. Убедитьcя, что достаточно количество академических и административных сотрудников участвуют в программе 6. Убедиться, что программа имеет стратегию устойчивого финансового развития. 7. Позаботиться о том, что информация о программе является легко доступной для студентов 8. Разработать языковую политику. Ключевые игроки программы: •Студенты •Университеты •Рынок труда Если говорить о бесспорных положительных факторах совместных программ, то можно перечислить следующие: • интернационализация и привлекательность Европейского пространства высшего образования, • согласованность европейской системы высшего образования на уровне магистерских программ, • разнообразные методов преподавания и обучения могут успешно дополнять друг друга, увеличение потоков мобильности, • совершенствование управления вузом, • лучшие показатели трудоустройства выпускников программ совместных дипломов, как на национальных, так и международных рынках труда. Качественная программа совместных дипломов отвечает не только потребностям вузов-партнеров, но и отвечает потребностям общества в целом. Также программа должна отвечать потребностям студентов и придерживаться законодательных национальных и институциональных норм и правил; придерживаться высоких стандартов качества и иметь прочную основу в виде детального межвузовского соглашения. На конференции были также отмечены те перспективные направления, которые необходимо совершенствовать в рамках реализации программ совместных дипломов. • Управление и гарантия качества программ, методы оценки учебных курсов • Укрепление связей между профессиональным сектором и социально-экономической средой • Увеличение и поддержка студенческой и преподавательской мобильности на территории европейского высшего образования • Поддержка актуальности вопроса реализации программ совместных дипломов на заседаниях Европейского Комиссии и соответствующих министерств Почему этот вопрос является актуальным? • 23 миллионов безработных в Европе • Европейская экономика должна расти и оставаться конкурентоспособной • Устойчивость системы Европейского социального обеспечения Что будет предложено в ближайшем будущем? Программа «Эразмус для всех», в рамках которой будут разрабатываться программы совместных дипломов. Главные цели программы остаются прежними: • отличное качество программ; • привлекательность высшего образования на территории ЕПВО • вклад в стратегию « Европа 2020»; • более сильный акцент на возможности трудоустройства выпускников; • сотрудничество с предприятиями и неакадемическим сектором; • создание каталога программ совместных дипломов; • более сильный акцент на мерах по поддержке устойчивости программ; • возможные тематические приоритеты программ. Более детальную информацию о конференции можно узнать на сайте www.interuv.eu
|
During the I, II, III phases of the Tempus Program since 1993 to 2009 with active participation of the Ukrainian partners about 300 projects implemented. As the result of the six calls for proposals of Tempus IV 94 projects in Ukraine include 76 Joint Projects (including 12 national ones) and 18 Structural Measures (including 6 national ones).
Read moreThe key information important for project teams have been implementing the Tempus Projects is placed at the website of the Education, Audiovisual and Culture Executive Agence (EACEA). Useful information and recommendations as well as announcements on the projects events are placed under the Manage your Tempus Project.
Read more